Чтобы быть счастливым, каждому нужно свое счастье. Кто-то действительно счастлив у себя дома. А кому-то нужно каждый день преодолевать себя, свои страхи, свою неуверенность, чтобы заработать право собой гордиться и, как следствие, чувствовать себя счастливым. Кому-то нужно всё и сразу, при этом нет никакой гарантии на долгосрочность пребывания в состоянии счастья. А кто-то всю жизнь ищет лучшего человека на земле, чтобы разделить свое взращенное счастье с ним…
Героиня сегодняшней истории всегда хотела быть актрисой. И только в этом видела свое счастье, призвание и единственное предназначение.
Ольга Леонардовна Книппер родилась чуть больше 150 лет назад. А знаменитый «хвостик» её фамилия получит многие годы спустя…
Папа, Леонард, немец по происхождению, был инженер-технолог, и его пригласили управлять винокуренным заводом в Кокмане, что в 60 км от Глазова.
Мама, Анна Ивановна Зальц, была прекрасной пианисткой с божественным голосом. Но строгий муж был против какой-либо концертной деятельности супруги. Сидела она дома и посвящала себя воспитанию детей целиком, без остатка на иные занятия.
В сентябре 1868 года глава семьи повез любимую жену в Глазов. Приближалось время родов, и оставаться в Кокмане было бы крайне легкомысленно, ведь получить квалифицированную помощь в городе было сподручней… В скором времени в семье Книппер появилась девочка, назвали малышку Оленькой. Кокман, равно как и Глазов, она, скорее всего, не запомнила. Ведь через два года Книпперы переехали в Москву.
Образование Ольга получила прекрасное. Окончила частную женскую гимназию. В совершенстве владела английским, немецким и французским языками. Отлично рисовала и играла на фортепиано. Папа видел ее переводчицей, ну или художницей, на совсем уже крайний случай. Но девочка мечтала о сцене…
Папа умер. Как утверждают источники, внезапно. И препятствовать Ольге в ее желании стать актрисой, стало некому. В тайне от матери она поступила в драматическую школу при Малом театре. Но оттуда ее, что называется, попросили. Поговаривают, что место девушки было отдано другой ученице, имевшей сильного покровителя.
Мир рухнул.
Мама не стала смотреть на страдания дочери. И устроила ее поступление в драматическую школу при филармонии (в настоящее время — ГИТИС) в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Вот он-то и разглядел в девушке будущую звезду московской сцены.
Через пару лет Ольга была принята в труппу только что созданного Московского Художественного театра, который возглавили тогда еще друзья Немирович-Данченко и Станиславский…
Это был по-настоящему новаторский театр. Где всё было очень современным и, наверное, своевременным. Ушла нарочитая театральность, надрывность. Образы стали ближе и понятнее зрителю. А пьесы писались модными авторами специально под создателей шедевров…
До знаменитого «хвостика» в фамилии оставалось еще несколько лет.
Ставили ребята «Чайку». На одну из репетиций пожаловал автор. Уж какое впечатление произвела на Антона Павловича исполнительница главной роли — сказать сложно. Нечто среднее между «неизгладимое» и «колоссальное». Классик был восхищен, сражен, пленён однажды и на всю оставшуюся жизнь свою. Она казалась ему неимоверно красивой, а голос и манера игры убили в нём всякое желание смотреть на других женщин.
Завязалась переписка. Ведь Чехов в то время был уже тяжело болен и был вынужден жить в Ялте, подходящей ему по климату. Эпистолярный мост «Ялта- Москва» насчитал потом более 800 писем…
«Мне надоело жить без тебя. Проклятая жизнь. Мне хочется негодовать и шуметь…» — писала влюбленная женщина своему гению. Но Антон Павлович не принял жертвы жены, считая, что она не должна бросать театр ради того, чтобы быть возле него, больного и уже обреченного… И в ответ посылал следующее: «Мое сердце всегда тебя любило и было нежно к тебе. Я уже говорил тебе 10000 раз и буду говорить, вероятно, еще долго, т. е., что я тебя люблю – и больше ничего. Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».
Так и жили. Он в Ялте, она в Москве. Иногда ездили друг к другу в гости. Мечтали о детях, но им не суждено было родиться. А годы, проведенные с Чеховым, Ольга Леонардовна назовет потом «самым светлым временем» своей жизни. Антон Павлович умер на руках жены через три года после венчания.
Её не любили его друзья, его семья и его поклонники. Каких только едких эпитетов не удостаивалась эта женщина при жизни классика. А уж когда Чехова не стало, обвинения в её адрес достигли апогея. Она не была идеальной. Но была именно такой, на ком он мог жениться. Она стала его единственной женой и «последней главой», как он сам ее называл. Чехов, который много чего знал о людях и о женщинах в частности, встретил именно ту, которую ждал всю жизнь. «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день», — это, конечно, не самое ценное качество его будущей жены, но именно так и случилось впоследствии. Кроме прочего, она была интеллигентна, безмерно образованна, умна, аристократична и именно с таким чувством юмора, которое было понятно и близко Чехову. Им было очень интересно вместе.
Шли годы, Немирович со Станиславским делили театр, актеров и власть. Ольга Леонардовна осталась на стороне Немировича-Данченко и, соответственно, не получала главных ролей, если режиссером спектакля выступал Станиславский.
Приставку «Чехова» она получила уже после того, как не стало мужа. Однажды на гастролях в Грузии дела театра шли совсем плохо. Билеты никто не покупал. И тогда кто-то из труппы предложил написать на афише «Выступает Книппер-Чехова». Удивительно, но такой маркетинг сработал — случился аншлаг.
Великая русская актриса прожила насыщенную и яркую жизнь в искусстве, примерив на себя множество образов, характеров и судеб. Она никогда позиционировала себя «как вдова гения», не спекулировала на его славе и наследии. А в ее доме всегда было много цветов и писем от поклонников.
Умерла Ольга Леонардовна Книппер-Чехова в возрасте 90 лет. На ее могилу на Новодевичьем кладбище до сих пор приносят цветы…
Избранные роли:
- «Чайка» (1898, Аркадина)
- «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна)
- «Три сестры» (1901, Маша)
- «Иванов» (1901, Сарра)
- «Вишнёвый сад» (1904, Раневская).
- Нерисса («Венецианский купец», У. Шекспира, 1898)
- Мирандолина («Трактирщица», К. Гольдони, 1898)
- Виола («Двенадцатая ночь», У. Шекспира, 1899)
- графиня Вронская («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937)
- госпожа Пернель («Тартюф» Мольера, 1940)
- Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1943)
- миссис Маркби («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945).
По материалам Википедии и сайтов: mxat-teatr.ru, mxat-chekhova.ru, liveinternet.ru, aif.ru и др.