Колонка редакции

Владимир Рождественский

В.Н. Рождественский (chmz.net)

Чуть более 20 лет назад ученики одной хорошей глазовской школы праздновали Выпускной. Торжественная часть была не совсем привычной в тогдашнем понимании. Ведущим вечера выступил Павел Филиппов (восходящая на тот момент звезда театра «Парафраз») в образе Страусины Пеликановны. Представьте себе даму постбальзаковского возраста, в нелепых очках, с прической а-ля «бигуди — моё всё» и наряде, скрывающим холмистую фигуру стареющей кокетки…

Представили?

И вот эта великолепная «женщина» передает слово родителям. И тут на сцену выходит дедушка одного из выпускников. Тут же включается в диалог с этой «дамой», подыгрывает ей, делает комплименты, шутит и лукаво улыбается, обнимая «девушку», когда фотограф наводит камеру на эту парочку. Дуэт получился что надо! Всего за несколько минут этот человек разрядил обстановку и влюбил в себя присутствующих. С таким дедом хоть на выпускной, хоть в разведку! Никакого пафоса, высокомерия или еще чего похуже. Обаятельный и весьма харизматичный мужчина с благородной сединой.

Это был Владимир Николаевич Рождественский, заскочивший на выпускной к своему внуку Матвею.

«Легендарная личность», «самый мощный директор завода», «глыба», «Человек с большой буквы», «таких больше нет» — всё это не эпитеты даже. Люди, когда хотят выразить свое отношение к личности Рождественского, стараются говорить об этом ёмко, с пиететом, с нескрываемым восхищением. Его очень уважали и гордились тем, что он наш — глазовский.

Нет, родился он не в Глазове, а во Владимирской области, в маленьком городе Вязники, но последние 35 лет своей насыщенной жизни он отдал нашему городу. Школу закончил тоже в Вязниках, а потом рванул в Москву в Химико-Технологический (РХТУ им. Менделеева — прим.). Да и рядом, в общем. Почти как от Глазова до Ижевска. Учился отлично, преподаватели пророчили ему успех в столице. Однако…

Возвращаясь как-то из Вязников, Володя еще не знал, чем обернется встреча с друзьями после летних каникул. Ребята не виделись целое лето, им хотелось общения, да и Москва, еще совсем летняя в начале сентября, манила красотой и прогулками. Ну, и рванули эти «менделеевцы» к девчонкам из «Плехановки», ну или «Плешки» (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова — прим.).

Володя увидел Зину и влюбился. Зине не оставалось ничего, кроме как ответить взаимностью. Она еще не знала, что этот парень умеет добиваться всего, о чем мечтает. Они оба учились уже на пятом курсе. Экономисту Зиночке уже подписали направление в Хабаровск, а талантливому инженеру Володе рекомендовали остаться в Москве.

— Зин, ты за десять-то дней замуж в поезде выйдешь! — говорил Володя с тоской в голосе. (*именно столько длилось путешествие на Дальний Восток — прим.*). Выходи лучше за меня.

Она и вышла. И никогда. За все 60 с лишним лет, что они прожили вместе, не пожалела об этом.

В Москве они не остались. Владимиру Николаевичу предложили два места на выбор: рудники в Киргизии и завод атомной промышленности в Казахстане. Он не имел представления о жизни в этих регионах, но поехал в Казахстан. Кто-то сказал, что там все же не так жарко, как в Киргизии. Через неделю получил телеграмму: «Ты папа. У нас родился сын!» Через полгода усердной работы Владимир получил ключи от двухкомнатной квартиры. И наконец-то Зинаида Алексеевна с маленьким сыном смогла переехать к мужу. 25 лет было отдано городу Усть-Каменногорску и Ульбинскому металлургическому заводу. За это время Рождественский прошел путь от помощника мастера до главного инженера завода. А потом в его жизни случился Глазов.

В 1979 году Глазовский «Чепецкий Механический Завод» обретает нового директора. Им становится 48-летний Владимир Николаевич Рождественский. И с этого момента жизнь завода и города начинает меняться.

Ему принадлежит целый ряд открытий, про которые непосвященный человек и представления не имеет. Награды, звания, премии, ордена и грамоты — эти регалии, безусловно, важны, но они не отражают того, какого масштаба личности был этот человек…

Он был стратег, тактик, провидец и даже Мессия, если хотите. Видел наперед, знал, к чему стремиться и, главное, как этого добиться. Разбирался в людях. В их талантах и характерах. Понимал, кто на каком месте будет более эффективен. Это особый дар — видеть, чего стоит твой сотрудник и грамотно направлять его на свершения.

А еще он умел дружить. В Глазове он познакомился с Юзифом Шерманом. Они просто работали рука об руку, а стали близкими друзьями. Поверьте, им было о чем поговорить.

Наверное, никогда завод не тратил столько своих средств на развитие города, как при Рождественском. Если он строил детский сад, но непременно с бассейном. Школы появлялись раз в пять лет. Спортивные площадки. Говорят, перед ним открывались любые двери. При этом он вел себя абсолютно одинаково со всеми. Будь то министр, рабочий в цехе или сосед по двору. Прост в общении, гостеприимен, ироничен и добр. В 90-е, когда людям не платили зарплату, он придумал систему талонов (или чего-то в этом роде), когда человек мог прийти в магазин (с которым у завода был договор) и «купить» продуктов. Ну, а что. Нашел выход! Тогда и завод-то могли закрыть, но Рождественский отстоял.

Он был очень живой. Ему было интересно жить…

Почетный гражданин Глазова. Считал, что главный смысл жизни — делать добро людям. И это ему удавалось, как никому.

По материалам Википедии и сайтов: kr-znamya.rugorodskoyportal.ruchmz.netggpi.org

Пример HTML-страницы