Чтобы задействовать меньше рабочей силы, теперь инструментарий обходит этап механической чистки после больных и сразу попадает на дезинфекцию
26 апреля главный врач Глазовской стоматологии придумывает новый приказ №44/01-04 «Об утверждении порядка по обеспечению инфекционной безопасности при оказании стоматологической помощи». Пожалуй, самые существенные изменения касаются порядка и схемы дезинфекции многоразовых инструментов. Об этом сообщает оргсекретарь профсоюза «Действие» Александр Золотарев.
Дело в том, что раньше, до введения этого приказа, медперсонал действовал в строгом соответствии с действующими методическими рекомендациями Минздрава России, регламентирующими порядок стерилизации таких инструментов. В частности, в стерилизационное отделение должны приниматься только исправные инструменты после первичной обработки, визуально чистые (без следов крови, остатков пломб и др.). В рамках соблюдения этих правил перед тем, как инструменты направлялись в «грязный» отдел стерилизации, младший медицинский персонал в специальном растворе очищал использованные инструменты от видимых загрязнений непосредственно в кабинетах. Далее, сначала в «грязном», а потом и в «чистом» отделах стерилизации, куда доставлялись очищенные от внешних загрязнений инструменты, происходил процесс окончательной очистки и дезинфекции высокого уровня, то есть, стерилизации. Стоит отметить, что такая выстроенная годами схема не вступает в противоречие с новыми СанПиНами, вступившими в силу в 2021 году. Напротив, она как раз позволяет максимально соблюсти все необходимые санитарно-эпидемиологические требования и минимизировать риски заражения как пациентов, так и медперсонал. Кроме того, со слов самого медперсонала, точно по такой же отлаженной и зарекомендовавшей себя схеме работают и другие стоматологии в Удмуртии, где также все инструменты очищают от следов крови и остатков пломб в самих кабинетах, а в стерилизационные отделения уже поступают инструменты без этих видимых загрязнений.
Что же изменилось после введения нового приказа? И для чего понадобилось менять отлаженный годами порядок стерилизации? Теперь работодатель придумал новую схему, в которой в «грязный» отдел стерилизационной попадают инструменты со следами видимых загрязнений, то есть, исключен процесс очистки младшим медперсоналом использованных инструментов от следов загрязнений в специальном растворе непосредственно в стоматологических кабинетах. Со слов представителей работодателя, такая новая схема согласована с местным Роспотребнадзором. Интересно, а Роспотребнадзор видел, как такая «согласованная» схема реализуется на практике, когда в стерилизационное отделение поступают инструменты с хирургического кабинета с биологическими отходами (следы крови), которые промываются и оседают в раковине? И далее, в этой же раковине, происходит уже следующий этап дезинфекции, по сути подготовки инструментов к стерилизации?
Интересно, кто же понесет ответственность в случае несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а самое главное, если возникнут реальные случаи заражения, которая не исключается при новой схеме, которую пытается навязать работодатель, и при которой реально в разы возрастает риск возможности попадания крови? В тех же методических рекомендациях Минздрава по стерилизации инструмента четко сказано, что медсестра ЦСО инструментарий со следами любых загрязнений в стерилизацию не должна принимать.
Профсоюз «Действие» предполагает, что утвержденная работодателем новая схема преследует немного другие цели: окончательно избавиться от младшего медицинского персонала и взвалить дополнительные функции на средний медперсонал. При этом сам новый приказ фактически не только не соблюдает санитарно-эпидемиологические требования, но и приводит к экскалации конфликта внутри коллектива, вероятно, удобного для руководства Глазовского стоматологии. В рамках приведения положения приказа в соответствие с СанПиНами и методическими рекомендациями профкомом «первички» профсоюза «Действие» при стоматологии было направлено требование об устранении нарушений.