Гражданский брак не имеет юридической силы, однако всё больше пар делают выбор именно в пользу сожительства. Заканчиваются такие союзы по-разному. После смерти гражданского супруга его жена рискует потерять недвижимость и остаться «у разбитого корыта». Однако бывают исключения.
Любовь против чиновников: кто кого?
Как сообщили нам наследственные юристы из ЮАП СПб (https://pravo.legal/), в необычной истории недавно пришлось разбираться Верховному суду. Суть спора – квартира, которая после смерти владельца должна была отойти государству как выморочное имущество. Тем не менее, она досталась гражданской жене, любимой женщине покойного собственника жилья. Решения, вынесенные первыми инстанциями, были отменены.
Мужчина и женщина считали себя семьей и вели общее хозяйство более 30 лет. Однажды они захотели перебраться поближе к природе и поселились в частном доме, а городскую квартиру гражданского мужа начали сдавать.
Жена к тому времени уже была пенсионеркой, к тому же у неё начались проблемы со здоровьем. Женщине была назначена II группа инвалидности, что давало прибавку к пенсии в размере 7000 рублей. По словам самой гражданской жены, фактически она находилась на содержании у своего мужа, потому что ей требовались дорогостоящие лекарства на постоянной основе, а собственных доходов на их покупку, да и вообще на жизнь, не хватало.
Мужчина каждый месяц переводил на счёт своей любимой деньги, полученные от арендаторов. Однако вскоре он умер. Гражданка, как и полагается, обратилась к нотариусу, чтобы принять наследство. Для начала ей посоветовали обратиться в суд, чтобы определить право на владение городской квартирой. Ей также было необходимо подтвердить свой статус иждивенца, ведь она несколько лет была на содержании у гражданского мужа.
В ходе судебных заседаний женщина рассказала, что деньги, которые она получала от гражданского мужа на протяжении нескольких лет, были основным средством существования. Гражданка смогла документально подтвердить свои слова, представив суду выписки о состоянии банковского счёта, размере пенсии и всех суммах, полученных от покойного супруга.
Женщина посчитала нужным подчеркнуть, что на иждивении мужа она находилась несколько лет, так как сама потеряла трудоспособность из-за проблем со здоровьем. Также выяснилось, что заявительница не только проживала с супругом под одной крышей в загородном доме, но и была там прописана. Она попросила суд, чтобы её признали наследником по закону, поскольку других претендентов на имущество покойного мужа нет.
В деле о наследстве появился ещё один участник – чиновники из Департамента городского имущества. Они также подали иск, целью которого было признание квартиры выморочным имуществом. Доводы женщины о том, что она была на иждивении у покойного, они попытались признать бездоказательными. Если официальных наследников нет, то недвижимость должна перейти в собственность города. Об этом говорит Гражданский кодекс.
Районный суд принял во внимание позицию Департамента городского имущества и встал на его сторону. Главный аргумент состоял в том, что представленные гражданкой документы о состоянии её финансового счёта не являются доказательством её статуса иждивенца. Нельзя однозначно утверждать, что деньги, получаемые от мужа, были для женщины основным источником дохода. Апелляционный и кассационный суды не имели возражений против такого решения.
«Квартиру оставить гражданской жене!»
Верховный суд принял сторону женщины. Он указал коллегам на то, что в 2012 году уже были опубликованы соответствующие разъяснения. Тогда Пленум ВС постановил в делах о наследстве признавать иждивенцами лица, которые находились на содержании у покойного в течение одного года. При этом им разрешено иметь другие источники дохода (например, пенсию или пособие по инвалидности).
Важно! Иждивенец – это человек, который находится на полном или частичном содержании у другого как минимум один год.
Получается, что на местах суды должным образом не вникли в суть дела и приняли поверхностное решение. Им следовало более внимательно рассмотреть соотношение материальной помощи, которую покойный гражданский муж ежемесячно выплачивал своей жене, и выплат, получаемых женщиной от государства.
Дело было возвращено на новое рассмотрение, по итогам которого было вынесено решение о передаче квартиры супруге.