Достоверно известно, что в Глазове в начале ХХ века существовали кинотеатры «Марс», «Луч» и «Лира». О них и пойдет речь далее.
Если раньше время появления первого стационарного глазовского кинотеатра мы только угадывали и отводили для этого важного для города события период 1907-1913 годов, то теперь известна точная дата. Первый кинематограф «Марсъ» в январе 1912 года открыла Лидия Михайловна Михайловская, а не её супруг, как мы предполагали ранее. А теперь подробнее.
30 октября 1911 года в Вятское губернское правление было направлено ходатайство от жены надворного новетника Лидии Михайловны Михайловской. В письме она просила разрешить ей устроить в Глазове кинематограф. 24 декабря будущий кинотеатр был осмотрен полицейским надзирателем г.Глазова и инженер-технологом П.Тебеньковым. Комиссия постановила: «Помещение, в котором Михайловская предполагает открыть кинематограф, устроено прочно, опасности в пожарном отношении не представляет и вполне соответствует выработанным в техническо-строительном комитете Министерства Внутренних Дел нормальным правилам по устройству кинематографов».
Весть о скором открытии первого в Глазове кинематографа разлетелась мгновенно, горожане с нетерпением ожидали этого события. Уже 2 января 1912 годакинематограф начал свою работу при весьма интересных обстоятельствах. Утром этого дня Глазовский уездный исправник Чемодановнаправил в Строительное Отделение Вятского Губернского Правления телеграмму с просьбой разрешить Михайловской открыть кинотеатр в этот же день, временно, до окончательного оформления документов. Спустя несколько часовбыл получен положительный ответ и в «Марсе» состоялись первые киносеансы.А официальное свидетельство о разрешении открыть кинематограф Лидия Михайловна получилапочти три недели спустя,22 января 1912 года.
Кинотеатр находился в одноэтажном каменном доме на улице Никольской, в пяти минутах ходьбы от центральной городской площади. В настоящее время на этом месте находится магазин «Дом керамики» на улице М.Гвардии. Здание кинотеатра вплотную прилегало к двухэтажному полукаменному домукупца Якова Исааковича Стрижева. Благодаря фотографиям П.А. Молчанова начала ХХ века это здание известно как магазин З.Г. Нижечика. Помещение для кинематографа Лидия Михайловна арендовала у Михаила Андреевича Баженова, слободского мещанина, который торговал «съестным товаром» в деревянных рядах на Базарной площади. Энергию для освещения помещения и показа картин поставляла собственная электростанция, состоявшая из нефтяного двигателя и динамо машины, размещенных в подвале. Кинематограф включал не только зрительный зал с аппаратной комнатой, но и зал «для ожидающей публики» на 50 человек с «раздевальней».
В 1913 году кинотеатр имел уже «2 покоя при двух входах»: расширился за счет помещения на первом этаже смежного дома Стрижева-Нижечика. Владельцем «Марса» в это время значился бывший исправник Михайловский. Впрочем, согласно документам начала 1917 года хозяйкой кинематографа вновь была Лидия Михайловна. Независимо от этого, «Марс» неизменно пользовался большой популярностью у глазовцев, зрительный зал на 96 мест не вмещал всех желающих.
Немного запутаннее обстоит дело с другим кинотеатром, который в 1913 году открыл Б.Н. Клопов. Бориса Николаевича в городе называли «торговцем готовым платьем», однако помимо модного магазина одежды он также владел булочной и небольшой гостиницей, торговал зерном. Свой «храм синематографа» он открыл рядом с собственным домом на улице Преображенской.
Читателям предыдущей статьи этот кинотеатр известен под названием «Жучок». Именно так кинематограф Клопова назван в докладе заведующего Глазовским районным отделением кинофикации «О 20-й годовщине Советского кино» 1939 года, и под таким названием он остался в воспоминаниях краеведов.
Но в документах Глазовского Полицейского управления, которые обнаружились ныне в ГАКО, кинематограф Клопова назван «Лучъ». Именно «Луч» был открыт в усадьбе Бориса Николаевича на ул. Преображенской в одноэтажном каменном здании с железной крышей. Откуда появилось название кинотеатра «Жучок» пока не ясно. Можно предположить, что остроумные соотечественники Клопова вывели это забавное неофициальное название из фамилии владельца.
Благодаря новым архивным материалам, хронологию событий, связанных с открытием этого кинотеатра, теперь можно проследить достаточно подробно.
31 мая 1913 года в Вятский губернский строительный комитет направлено прошение личного почетного гражданина города Глазова Бориса Николаевича Клопова о разрешении ему открыть кинематограф. Устроить кинотеатр он намеревался в каменном здании бывшего торгового магазина на «собственном одворичном месте». Для освещения зала и показа картин предполагалось использовать энергию городской электростанции.
24 июня 1913 года Клопову было разрешено приспособить здание бывшего магазина под кинематограф. Но так как к плану кинотеатра имелись замечания, Полицейскому управлению Глазова было предписано «прежде открытия сеансов освидетельствовать здание кинематографа». 23 августа 1913 года специальная комиссия осмотрела кинотеатр, получивший название «Лучъ». Она постановила, что «помещение электротеатра вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к устройству кинематографов». Впрочем, комиссия всё же рекомендовала сделать несколько исправлений. Только 8 декабря 1913 года Глазовский исправник Чемоданов в рапорте отчитался: «Замеченные в здании кинематографа «Луч»дефекты в настоящее время устранены». Только после этого Борис Николаевич получил разрешение на открытие кинотеатра.
Обустраивая «Луч», Клопов уделил особое внимание пожарной безопасности. Пожары синематографических театров с большим числом жертв были частым явлением. Дело в том, что кинолента, которая использовалась тогда, часто загоралась прямо в проекторе. Легко воспламеняясь, она горела очень быстро, выделяя большое количество тепла и вредных газов, содержащих цианистый калий.
В электротеатре «Луч» использовался французский кинопроектор «Гомон», лучшая разработка своего времени. Во-первых, он обеспечивал полную неподвижность изображения на экране без мигания картинки. Во-вторых, проектор был снабжен особым противопожарным щитком, который автоматически захлопывался при остановке ленты и начале возгорания. Аппаратная комната в целях безопасности была размещена в особой каменной постройке, отделенной от зрительного зала. Полы, потолки и двери аппаратной были обиты железом на войлочной подкладке. Каждое помещение было снабжено собственным выходом на улицу. Зрительный залбыл рассчитан на 170 мест, но по заявлению владельца, на каждый киносеанс допускалось не более 140 зрителей. Для комфорта посетителей, здание кинематографа отапливалось голландскими печами, а в холодном пристрое размещались «клозеты».
Новых фактов о дальнейшей судьбе этого кинотеатра пока не обнаружено: в мае 1916 его владельцем стал крестьянин Понинской волости Рылов Николай Иванович, который успешно продолжил дело своего предшественника.
Еще один кинотеатр «Лира» ранее был известен лишь тем, что находился на Соборной площади и существовал накануне Гражданской войны. Но теперь открылись новые данные, которые раскрывают историю появления и существования кинотеатра «Лира», возродившегося в Советском Глазове как государственный кинотеатр.