В июне жители 112 домов города Глазова получили счета-извещения от МУП «Глазовские теплосети» за установку общедомовых приборов учета. Причем установлены они были несколько лет назад – поэтому, помимо стоимости приборов и работ, собственникам начислены пени. Негодование глазовчан можно понять – многие из них увидели платежное требование впервые и возмущены начисленными пени. МУП «Глазовские теплосети» поясняют, что все сделали по закону, а указанные пени, это не что иное, как ставка рефинансирования – иными словами, рассрочка. Также ресурсники считают, что обязанность по информированию населения о необходимости оплаты установки приборов учета лежала на управляющих компаниях.
7 июня в МУП «Глазовские теплосети» прошел круглый стол, на котором представители организации, управляющих компаний и Администрации города Глазова ответили на вопросы журналистов.
Едва успели стихнуть ежегодные страсти после выпуска ОТЭКом очередных платежек с перерасчетом за тепло, жителей Глазова в почтовых ящиках ждал очередной «сюрприз» — в июне собственники 112 домов получили счета-извещения от МУП «Глазовские теплосети» на оплату установки общедомовых приборов учета (ОПУ). Причем, рядом с начисленной суммой указана сумма пени, накопленная с момента установки.
В соцсетях глазовчане поделились своим негодованием и предъявленными суммами. К примеру, Владимиру Баженову начислили 6800 р., в том числе 1800 р. пени, Марии Куклиной – 8435,18 р. (1410,69 р. пени), Сергею Перминову – 2200 р. и 800 р. пени.
7 июня МУП «Глазовские теплосети», совместно с представителями управляющих компаний и Администрации города пригласили журналистов на круглый стол, чтобы прояснить ситуацию. Забегая вперед, отметим, работники СМИ в один голос заявили, что данный круглый стол необходимо было провести до выпуска платежек, а не после. Это бы позволило снизить градус напряжения. Однако, у коммунальщиков на этот счет другое мнение.
Открывая круглый стол, директор МУП «Глазовские теплосети» Александр Тупицын пояснил, что согласно 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. до 1 июля 2012 года собственники МКД были обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета ресурсов. В противном случае закон возлагал эту обязанность на организации, «которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома».
Таким образом, в период с 2012 по 2015 годы теплосети, в том числе по требованию прокуратуры, выполнили работы по установке и вводу в эксплуатацию ОПУ на 21 млн. рублей. В апреле 2015 года были выпущены платежки за ОПУ, установленные в 2012-2013 годах, однако население оплатило лишь 4 млн. рублей.
В Теплосетях объясняют низкую собираемость тем, что в это же время появились платежки за капремонт, которые население восприняло в штыки.
Согласно закону, установку ОПУ собственники могут оплатить сразу, либо равными долями в течение пяти лет.
— В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, — говорится в пояснительной записке, опубликованной на сайте теплосетей.
Таким образом, собственников, не оплативших платежки, автоматически «подписали» на рассрочку. Для приборов, установленных в 2012 и 2013 годах, она закончилась в 2017 и 2018 годах соответственно. Сумма, указанная в графе «Пени», это и есть так называемая цена рассрочки.
У журналистов возник резонный вопрос – почему платежки были выпущены лишь один раз и как быть с теми, кто эти платежки видел впервые?
Оказалось, что 261-ФЗ не обязывает организации, установившие ОПУ, выпускать платежные поручения и предъявлять их населению.
— Обязанность по информированию населения лежит на управляющих компаниях, — отметил Александр Тупицын. – После установки приборов учета им были направлены все акты приемки и проектно-сметная документация. Мы также рассылали письма управляющим компаниям, чтобы собственники определились со способом оплаты.
Согласно Жилищного кодекса, собственники вправе на общедомовом собрании определить, за счет каких средств оплачивать установку ОПУ – за счет строки «Текущий ремонт и содержание», либо за счет дополнительных взносов.
Почему такие собрания не были проведены, вопрос, скорее, к управляющим организациям. Инициатива в данное обсуждение тогда, можно было бы избежать социального взрыва сегодня.
Представители управляющих компаний, в свою очередь, возложили ответственность на собственников – по их словам, жители в той или иной мере были проинформированы, что в их доме установлен ОПУ и должны были самостоятельно определиться со способом оплаты.
Журналисты задали вопрос начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Глазова Евгению Шейко (который, к слову, в те годы еще не занимал данный пост) – почему городские власти не провели соответствующей работы с населением, управляющими компаниями и теплосетями, чтобы решить сложившуюся ситуацию, и получили ответ, что таких полномочий у органов местного самоуправления нет.
— МУП «Глазовские теплосети» выступили в данном вопросе инвесторами, вложив собственные средства в установку приборов учета и предоставив пять лет рассрочки, — отметил Евгений Шейко. – И как инвестор теперь хочет эти деньги вернуть.
Директор теплосетей добавил, что предприятие находится в непростой ситуации. МУП должен ЧМЗ порядка 180 млн. рублей, при этом сами теплосети имеют порядка 110 млн. рублей «невозвратных» долгов – от предприятий-банкротов (таких, как ЧУС), уже не существующих управляющих компаний и населения. Данную сумму уже нереально взыскать.
— В конце 2017 года мы подписали мировое соглашение с ЧМЗ, — пояснил Александр Тупицын. – Завод перестал начислять нам проценты по долгу. Для того, чтобы выжить, мы должны собрать деньги и вернуть. Иначе наши счета могут быть снова арестованы – мы весь 2017 год проработали с арестованными счетами.
Возвращаясь к предъявленным населению суммам, МУП «Глазовские теплосети» отметили, что до 1 сентября 2018 года не будут начислять по ним проценты. Что касается срока исковой давности, то он начинается с момента окончания рассрочки и составляет три года. То есть, за ОПУ, установленный в 2012 году, теплосети вправе взыскать долг вплоть до 2020 года (2012 + 5 = 2017, 2017 + 3 = 2020). В том числе через суд.
Подобная практика уже есть. Так, суд обязал оплатить управляющую компанию «Апогей+» установку ОПУ в 23 МКД — денежные средства впоследствии были предъявлены населению. Правда, при таком сценарии собственникам могут быть предъявлены и судебные издержки.
В этом году установка ОПУ продолжится. Запланировано оборудование 131 МКД. Теплосети обещали учесть «этот печальный опыт» в дальнейшей работе.
— Сейчас мы совместно с управляющими компаниями и подрядчиком осматриваем подвалы, готовятся проекты, — пояснил Александр Тупицын. – В этот раз мы наняли на конкурсной основе подрядную организацию, которая с привлечением своих средств выполнит работы по установке приборов.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что в вопросе оплаты выполненных работ собственникам лучше надеяться на себя, инициировать общие собрание и определиться с порядком расчетов. Чтобы через пять лет не обнаружить в своих почтовых ящиках аналогичный сюрприз.
А что касается жителей тех 112 МКД, то по закону они обязаны оплатить предъявленные суммы с учетом ставки рефинансирования (пени). Уточнить корректность начисленной суммы можно в МУП «Глазовские теплосети» по адресу Интернациональная, 2.
Вопрос о том, кто виноват в этой переплате и сложившейся ситуации в целом, остается открытым.
Если бы людям заранее все объяснили и помогли принять соответствующее решение, возможно, эти суммы давно были бы погашены менее болезненным для семейного бюджета способом.
В заключении отметим, что в Глазове 650 многоквартирных домов. Общедомовые приборы учета установлены лишь в 168. Так что, многим глазовчанам через эту историю еще предстоит пройти.
Текст: Алексей Мелехин