Колонка редакции Культура

Владимир Короленко

commons.wikimedia.org

Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек.

Идти не только рядом, но даже за этим парнем, весело.

— А. П. Чехов

Писатель Владимир Короленко не такой популярный, как Чехов или Толстой. И даже не такой известный, как Некрасов, Бунин или Тургенев.
Меж тем, его знает весь мир. И по свидетельствам компетентных современников, он мог бы стать первым президентом России, на минуточку. Но Глазов чтит Владимира Галактионовича не за это. Он дорог нам как единственный в своем роде писатель-гуманист, который своим становлением обязан Глазову в том числе. Не случись в его жизни «ненастоящего города», по признанию самого Короленко, еще неизвестно, стал бы он настоящим писателем. И пусть его «глазовская история» продлилась всего 5 месяцев, след, оставленный 140 лет назад, и сейчас отчетливо виден.

Очень неординарный был человек. Межгалактического значения. И назначения. У него что имя. Что фамилия. А отчество чего стоит!

Революционер, критикующий методы большевиков.
Оппозиционер, выступающий против самодержавия.
При этом, и те, и другие считались с его взглядами и видениями того, каким должно быть государство. Какой должна быть власть. И люди, которые в первую очередь должны быть счастливыми.
Всю свою жизнь он боролся за права людей. Не терпел несправедливости. Был глубоко порядочен. У него и пословица была любимая: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Вот ей он и старался следовать.

Родился в 1853 году в Житомире (сейчас это Украина, тогда город входил в состав Российской Империи). Папа — коллежский асессор, городской судья. Мама — домохозяйка (полька по происхождению).

Маленький Володя говорил на польском, украинском и русском. Однако, когда он почувствовал, что все свои впечатления и переживания нужно облачать в слова, он выбрал для своих экзерсисов русский язык. Родители видели, что мальчик способный, и старались дать хорошее образование. В 18 лет Владимир уехал в Санкт-Петербург для учебы в Университете. И с этого города началась череда его 7-летней ссылки. По подозрению в революционной деятельности его неоднократно арестовывали и куда только не высылали.

3 июля 1879 года бывший студент и начинающий писатель Владимир Короленко вместе с братом Илларионом прибыл в Глазов. Ему было всего 25. По нынешним меркам, совершенно молодой человек, которому не возбраняется искать себя.

Ребята довольно быстро освоились на новом месте.

Брат «примкнул» к слесарям. У них образовалась слесарная мастерская. Сплошь из ссыльных. По воскресеньям нужно было идти на базар, туда съезжались люди из окрестных деревень и привозили утварь, которую нужно было чинить. Самовары, утюги…

А Владимир выучился на сапожника. Говорят, отличный был мастер. А какой участливый!

Вообще, в Глазове тогда образовался некий клуб ссыльных. Под стук молотков велись задушевные беседы, обсуждались книги, новости страны. Парни работали и философствовали. Мастерская обрастала клиентами, которым нравился кудрявый ссыльный. С ним приятно было перекинуться парой слов. Парень был добр и не высокомерен. Что подкупало.

Кроме прочего, Владимир Галактионович вёл просветительскую деятельность. Давал местным читать свои книги, которые ему присылали сёстры. Записался в глазовскую библиотеку. Правда, в земской библиотеке особо не разгуляешься. Так он и там пригодился. Помогал формировать список изданий, которые библиотека планировала выписать на следующий год.

Идиллия продлилась недолго. Короленко несколько раз жаловался на действия местных властей. В результате чего его переправили в Вятскую тюрьму. А потом ссылка продолжилась в Сибири. А закончил свои ссыльные годы он и вовсе в Якутии.

И после всех этих мытарств по нашей необъятной ему было запрещено селиться в Москве и Петербурге.
Выбрал Нижний Новгород. Прожил там 10 лет. Обзавелся семьей, домом, новыми знакомыми и делами.

Кстати, именно в Нижнем он познакомился с молодым Пешковым (будущий Максим Горький — прим.). Тот принес ему на рецензию свои опусы. Короленко очень осторожно, чтобы не ранить молодого нижегородского писателя, дал понять, что все неплохо, но нужно следить за изяществом КАЖДОЙ фразы.
Горький задумался. На целых два года. Все это время он не брался за перо, не считая себя в праве называться «писателем». Доводил свой стиль до совершенства. Мысленно.

После Нижнего Короленко со всем семейством все же перебрался в Санкт-Петербург. Пять лет он трудился в городе на Неве, писал, работал главным редактором журнала «Русское богатство». Здесь же его избрали почетным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности. Правда, через пару лет он сложил свои полномочия в знак протеста против исключения из академии Максима Горького.
Почетное звание вернулось к Короленко лишь после Революции. Его вновь избрали академиком теперь уже Российской академии наук.

Его Глазов всё же не так натурален, каким был на самом деле. Хотя принято считать, что Короленко писал, не изменяя факты, действительность и образы реальных людей.
Но он же писатель. И его произведения — это ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература. Поэтому, наверное, наивно полагать, что все было именно таким, каким описано у писателя.
Ну вот Достоевский. Его Петербург — это совсем не тот «Град Петров», какой был у Пушкина. Просто потому, что каждый человек воспринимает мир по-разному. Писатель, если он настоящий, отражает СВОИ личные ощущения, чувства, переживания, облачая их в слова. И то, насколько он владеет этим искусством, насколько он точен в описаниях и формулировках, и создает впечатления у читателя. Внимательный (и благодарный) читатель смотрит глазами писателя. Слышит его ушами. И даже, если повезет, чувствует его, писательским, сердцем. Он не просто транслирует или информирует, он создает реальность. А уж насколько она приближена к фактической…

Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко.

— И. А. Бунин

Последние 18 лет человек мира Владимир Галактионович Короленко прожил в Полтаве, недалеко от своей малой родины.

По материалам Википедии и сайтов: glazovmuseum.ruruskline.rukorolenko.lit-info.rutop-knig.ru.

Пример HTML-страницы