Когда именем человека называют города, улицы или корабли, это о чем-то говорит?
Год назад в Владивостоке на воду был спущен танкер — многоцелевая платформа усиленного ледового класса с возможностью перевозки различных грузов, приема вертолетной техники и выполнения спасательных операций. Это самое крупное из судов, построенных за всю историю «Восточной верфи». И этот танкер носит имя глазовчанина Михаила Барскова.
Михаил Константинович Барсков — советский, российский инженер, кандидат технических наук, заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом России по вооружению, кораблестроению и эксплуатации, вице-адмирал. Гордость страны.
Он был одним из великих военных руководителей, который всю свою жизнь посвятил развитию важнейшего вида вооруженных сил.
Это тот человек, имя которого звучало из всех СМИ, когда в 2000 году затонула подводная лодка «Курск». Именно Михаил Константинович руководил операцией по подъему «Курска».
И, наконец, это тот человек, который возглавил военное кораблестроение в один из самых сложных периодов реформирования ВМФ России. Во многом благодаря его высокому профессионализму, организаторским способностям удалось не только сохранить существующий боевой состав флота, но и начать его обновление кораблями и подводными лодками новых поколений.
Но мог ли простой глазовский мальчишка предположить, что станет тем, кем он стал?
Родился Михаил Константинович летом, в победный 1945 год. Наверное, это во многом определило его судьбу. «Ребенок победы» в 1952 году пошел в первый класс. Учился в школе №3, отдавая предпочтение точным наукам и физкультуре. Через дорогу от школы, равно как и сейчас, располагался любимый всеми школьниками дом — Детский Дом Культуры. Вот тут будущий строитель кораблей осваивал азы авиамоделирования. Говорят, он очень преуспел в этом — занимал призовые места на соревнованиях разного уровня. Параллельно Михаил играл в хоккей и отгонял от сестер дворовых хулиганов. Он был классическим, в лучшем значении этого слова, Старшим Братом. Заботился о младших, помогал старшим — о таком сыне можно только мечтать.
Михаил с детства очень любил рыбалку. Его приучил отец, папа на Чепце знал каждый поворот. Наловит рыбы – и ужин есть!
— вспоминает сестра Михаила Константиновича, Нина.
10-й класс Михаил заканчивал в школе №4. Здесь же его физическая подготовка достигла апогея, и военкомат рекомендовал юношу для прохождения более серьезной комиссии, которая проходила в Ижевске. Отбирали юношей для поступления в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. Из Глазова прошел только Михаил.
Но до того, как Михаил Константинович станет вице-адмиралом, он успеет послужить на Северном флоте (Североморск, Видяяево — прим.). А потом он поступит в Ленинградскую военную академию, которую окончит с красным дипломом. Все бы ничего, но на момент поступления Михаилу было 37, у него жена и дочь-школьница. И все годы учебы Михаила Константиновича семья проведет в общежитии. Зато вместе. Потом будет Мурманск. И лишь в 1989 году Барсковы переберутся в Москву — на новое место службы главы семьи.
Михаил Константинович никогда не забывал про Глазов. При любой возможности ехал ДОМОЙ навестить родителей. Потом, когда их не стало, приезжал к сестре. Встречался с друзьями детства. И обязательным атрибутом его приездов была рыбалка. Наверное, это были его возвращения в детство, когда на рыбалку он ходил с отцом. Он и Чепцу любил не меньше, чем море.
Его дочь Наталья, хоть и росла вдали от Удмуртии, каждое лето гостила у бабушки с дедушкой. А рассказы отца о родине, поселили и в ней любовь к Глазову. Она запомнила улочки, места, где проводила время в детстве. И через много лет, когда она вновь оказалась на родине отца, гуляла по городу уже с мужем, показывая ему Глазов — город её школьных каникул.
Кстати, муж Натальи — Ярослав Владимирович Семенов, сейчас является председателем правительства Удмуртии. В Глазов они с супругой приезжали в прошлом году на открытие мемориальной доски в честь Михаила Константиновича. Ярослав о Глазове был наслышан.
Судьба так интересно распорядилась, что отец моей супруги родом из Глазова. Он очень много рассказывал о своём родном городе, приглашал. Я говорил: конечно, с большим удовольствием поеду. И действительно собирался. Потом тестя не стало, но Вселенная запомнила, что я согласился поехать в Удмуртию.
— признавался Ярослав Владимирович в интервью.
Когда Михаилу Константиновичу присвоили звание «Почетный гражданин Глазова», он радовался больше, чем когда получал государственную премию из рук президента. Он искренне любил родной город и считал, что «Малая родина — это главная Родина в жизни человека».
Такая напряженная работа и мозговая деятельность не прибавляют здоровья. Михаил Константинович скончался 7 января 2013 года. Ему было 67. И это было совершенно внезапно для всей его семьи.
Когда мы сейчас видим в новостях, что на воду спускается очередной уникальный подводный крейсер с новейшими ракетными комплексами, надо понимать, что к этому имел отношение и Михаил Константинович. Его разработки, его видение того, каким должно быть оснащение в этой области. Ведь закладывались эти корабли как раз тогда — во времена его руководства. А сегодня все они — это память тому тяжелому времени и тем героическим людям, каким и был Михаил Константинович Барсков.
В этом месяце Михаилу Константиновичу могло бы исполниться 75 лет.
Помним. Гордимся.
По материалам сайтов: rodniki.udmurt.media, kr-znamya.ru, glazovmuseum.ru, korabli.eu, udmpravda.ru, izvestiaur.ru, facebook.com.