История Глазова

Топонимика Глазова и его окрестностей

Многие названия живут тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить, хотя и не остаются неизменными.


Как в короленковские времена, Глазов с населением, едва превышавшим 500 человек, делился на гор

од и слободу и имел свои микротопонимы, известные лишь его жителям, так и современный город разделился на две части: старый город и новый город.
В старой и новой части города появились микрорайоны, получившие с легкой руки острословов неофициальные названия: п. Западный, Аэродром, Пятый участок, Левобережье и т.д. К городу примыкают Колупеиха, Шаймы, Вшивая горка, Грязи. К сожалению, уже давно нет Вшивой горки, под кронами деревьев парка Заречного, под песками пляжа и жилыми домами Левобережья исчезли Шаймы. Тем не менее в памяти старожилов остались эти названия…

Глазов. В старину населенные пункты получали свои названия в основном от имени первого поселенца, так и наш город получил название от человека по фамилии Глазов. Ко времени проведения переписи населения реки Чепцы в 1678 году он, возможно, умер или переехал в другое место и в список проживавших в этом месте не попал. Но жители продолжали называть свою деревню его именем. Фамилия Глазов была распространенной в губернии среди купцов, особенно в Вятке. Один из этих купцов-предпринимателей переехал в Москву и так запомнился своими добрыми делами, что одну из улиц Москвы назвали в честь него – Глазовской.

Соборная площадь. Свое название получила от находившегося здесь Преображенского собора. Раньше площадь носила названия Торговая и Хлебная. С 1840 года здесь ежегодно проводились ярмар-ки: 14 –
16 августа и 5 – 10 декабря. Площадь – детище состоятельных купцов. Здесь они строили свои каменные жилые дома с торговыми магазинами. Современное название – площадь Свободы и Центр го-рода.

Красная площадь. Старое название – Георгиевская, в честь располагавшейся здесь Георгиевской церкви. С площади уходила Георгиевская (Красная) улица мимо нынешнего памятника В.Г. Короленко, «Глазов-радио», сквозь дом № 3 по ул. Чепецкой и соединялась с Набережной. Ввиду близости старого городского кладбища здесь отпевали и поминали усопших, освящали скот перед выгоном на пастбище. В 40 – 50-х годах XX века в 2-этажном деревянном доме располагался детский дом. Окруженная высокими старинными тополями, площадь сохраняет пока свои границы во дворах улицы Короленко, напротив кафе «Гранд».

Слободка. Слободка – территория, окруженная улицами Т. Барамзиной, Белова, Второй Набережной, условно представляла солдатскую слободку. Здесь проживали в основном инвалиды, солдатские семьи, ремесленники, мелкие торговцы-лоточники хлебом, квасом, мясом и прочим мелким товаром, это был квартал бедных.

Кузницы. Перед починком Никольск, на окраине города, размещались кузницы Касаткиных, Овечкиных и Жуйковых. Поскольку здесь проходил Сибирский тракт, то тут выполнялись работы по ремонту карет, саней, телег, подковке лошадей, мастерились мелкие скобяные изделия: крючья, гвозди, скобы для продажи и на заказ. Действовало около 7 кузниц.

Никольск. По одной из версий образован как починок выходцами из Вятской губернии. Николай Степанович Бабинцев с сыновьями примерно в 1916 – 1918 гг. поставил здесь большой дом напротив железнодорожного переезда, называемого Красногорским. Здесь имелись валянные мастерские Зорина, Вахромеева, кирпичный и стекольный заводики, лесопилка. Позже, в 30-х годах XX века, Никольск вошел в городскую черту.

Лекшур. Расположен по старому Сибирскому тракту, в километре (на восток) от спецавтохозяйства. Деревня уцелела и даже расширилась за счет горожан, скупивших по дешевке земли с развалюхами старых домов под строительство коттеджей. «Лек» – злой, «шур» – река, «Злая река» в переводе с удмуртского. Возможная дата появления Лекшура – 1685 – 1700 гг. Деревню пересекала речушка с чистой родниковой водой, на которой местные мужики держали каскад прудиков. Женщины там полоскали белье, брали воду для хозяйственных нужд. Летом в прудиках купались дети, гусям было раздолье и проезжему люду радость. Но только один мужик невзлюбил речку. То ли воды из Злой реки обпился, то ли досада его взяла, что каждую весну по большой воде уносила речка с его огорода плодородную землю, но как-то в конце 50-х годов XX века он пахал на тракторе колхозное поле и в обед вместо отдыха поехал на своем стальном коне к истоку речушки. Начинался родник на территории нынешнего Комбикормового завода. Долго крутился трактор на роднике, как каблук курильщика, давящего окурок… И мужика того уж давно нет, и речушка зачахла, оставив лишь в памяти свое имя в названии деревни.

Грязи. Так называют территорию на левом берегу Чепцы от Левобережья до устья р. Сепыч. Эта заболоченная низина каждый год находится во власти паводковых вод, после которых остаются заболоченные озерца и старицы. С Солдырской горы затопленная долина похожа на морской простор, над которым с криком носятся чайки. Территория богата торфом, который с 1940 по 1959 года добывало торфопредприятие «Грязи». Восемьдесят тружеников в год добывали до 15 тысяч тонн торфа для топливных нужд города. Из-за торфяников Чепца и Сепыч многократно меняли свои русла. Сейчас трудно поверить, но, как утверждают старожилы, перед Великой Отечественной войной Сепыч иногда впадал в Чепцу в районе пустыря, где сейчас проводятся мотогонки. Профессор Э.М. Мурзаев в своей книге «Словарь народных географических терминов» считает, что «грязи» – топкое место, трясина. Это перевод с угро-финского слова «качка, кач…». Только в Глазовском районе было пять населенных пунктов с этим термином: Качкашур, Качка и т.д. В соседнем Пермском крае: поселок Усть-Качка, санаторий «Качка», на Севере – город Качканар…

Шаймы. На угро-финских языках «шайма» – болотистое про-странство; сырое место, поросшее елью, сосной; очищенное место под покос. Есть еще удмуртское слово «шаймы» («шай» – кладбище, мертвец, труп, «мы» – наше). Условно можно перевести так: «наше кладбище». По Н.Г. Первухину, шаймами иногда называют отдельные могилы, место, где когда-то произошло убийство; курганы как могильники; жертвенные места. В его же письменных трудах указывается, что в 1885 году городские мальчики обнаружили в урочище «Старые шаймы» следы жертвоприношения удмуртов в виде натянутой на четырех кольях шкуры лошади. Там же написано: «Шаймы – на правом берегу реки Чепцы, немного выше г. Глазова с ясными следами могил, простирающихся с севера к югу. Сама местность эта, по-видимому, не особенно высока, однако она не заливается водой даже в самые высокие разливы Чепцы. В настоящее время этот могильник (как его окрестили) зарос крупным лесом и служит местом летних загородных прогулок жителей г. Глазова». Эти могилы упоминает и ученый А.А. Спицын, изучавший археологические памятники Вятской губернии в 1888 – 1893 гг. и обнаруживший около 30 полуразрушенных могил в районе старого «Водозабора». Возможно, это было кладбище жителей починка Ершев (хутора). Старожилы города Шаймами считают и территорию бывшего лесозавода, частично Левобережья с пляжем, парка Заречного, землю под домом по ул. Первомайской, 1 и проспект Карла Маркса. Речка, протекавшая здесь от нового корпуса ГГПИ до впадения в Чепцу, носила название Шаешурка (кладбищенская река), она дала название починку Шаешурский,
в 1678 году попавшему в переписную книгу населения Вятской земли одновременно с упоминанием деревни Глазова. Располагался починок на угоре в районе ЖЭКа № 5. Существование здесь кладбища подтверждают воспоминания Б.Е. Корнилова и В.П. Ефремова, ставших свидетелями земляных работ. В 50-е годы XX века при прокладке водопровода по ул. Первомайской и устройстве полотна дороги
по ул. Набережной в сторону Левобережья были вскрыты человече-ские захоронения в гробах. При прокладке кабелей связи к новому высотному дому по ул. Первомайской, 6 в траншее обнаружили не-сколько человеческих черепов и костей. В пользу версии о том, что на этом месте было кладбище, говорит ещё такой факт. На пустыре (между построенным 15-этажным домом и налоговой инспекцией) была поставлена в 1747 г. первая в городе деревянная Вознесенская церковь, давшая название улице Кругло-Вознесенской (с 22.09.1923 г. –
ул. Первомайская). В старые времена соседство кладбища и церкви было логично. Значит, древние жители Глазова хоронили умерших на кладбище, располагавшемся в пространстве улиц Первомайской, Сибирской, Карла Маркса, р. Чепцы.
За тысячелетнюю историю города и окрестностей под название «Шаймы» сейчас с уверенностью можно отнести намного большую территорию. В городище Иднакар своих умерших хоронили на край-нем западном мысе Солдырской горы. Сразу после войны на месте древнего языческого кладбища появилось православное, на котором перестали хоронить только в середине 80-х годов XX века. От дерев-ни Солдырь и до городского моста образовалась «дорога смерти», счет погибших в ДТП идет уже на десятки. На месте старого водоза-бора существовало кладбище починка Ершев. После моста справа расположена остановка всех маршрутов городских автобусов и летнее кафе «Палуба». Раньше здесь был церковный сад с кладбищем священнослужителей Преображенского собора. Вшивая горка тоже попадает под это название, т.к. в Гражданскую войну здесь убивали священников и расстреливали друг друга противоборствующие силы белых и красных. Нынешний парк им. Горького, стадион, Ледовый Дворец спорта и бассейн располагаются на месте старого кладбища. Это была западная окраина города, где стояла деревня Покровка.
С восточной стороны кладбища располагалась деревянная Георгиев-ская церковь, на кладбище стояла каменная часовня. На воротах кладбища висело изречение: «Дорогой прохожий, не топчи мой прах, я у себя дома, а ты у меня в гостях». Здесь покоился прах жи-телей города за 200 с лишним лет: ремесленного рабочего люда, городничих, купцов, создавших облик старого города. Земля с останками при строительстве Ледового Дворца спорта была вывезена на курган Духовского кладбища, расположенного рядом с Сыгинским кладбищем, на котором тоже хоронили горожан. Но его быстро закрыли. Сейчас центральным является кладбище на Красногорском тракте возле деревни Малый Лудошур. По улице Сибирской вдоль корпуса торгового центра «Атлантик» располагается старое татарское кладбище. Сейчас тополя вырубили, территорию загородили глухим забором. Возможно, через несколько лет здесь появится гостевая автостоянка или склад. Напротив, через дорогу, находились маленькие кладбища, немецкое и еврейское. Последним в 1946 году там был похоронен человек по фамилии Нахман, эвакуированный из Белоруссии. Его дочь в войну работала на табачной фабрике.

Река Чепца. Северные удмурты зовут свою реку «Чупчи». «Чуп» – с удмуртского «чмок, поцелуй», «чи» – водный источник. Река извилиста, образует много меандров – излучин. Возможно, древние жители в шутку говорили о ней: «Река, состоящая из одних чмоков и поцелуев». «Чеп» – цепь (удм., коми-перм.).
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что река со своими обильными старицами и озерами похожа на цепочку, разложенную так, что повторяется в определенной последовательности рисунок. Возможно, древний перевод таков: «Река, растянувшаяся в долине, как цепь». В конце каждого цикла обнаруживается большое или малое торфоболото, на крупных ведется промышленная разработка торфа (Поломское, Грязи, Дзякинское…). Что влияет на малую и большую извилистость рек? Космос. Раскрутите детскую юлу и вы заметите, что верхняя её точка (ручка) медленно описывает определенный эллипс, примерно так же Северный полюс Земли меняет свое расположение, а точки земной поверхности совершают движения по определенной амплитуде, как и русла рек. Солнечная система с планетой Земля делает полный оборот в космическом пространстве за 26 тысяч лет, подвергаясь воздействию других галактик и космических тел, которое приводит к «возмущению» орбиты Земли, что наглядно иллюстрирует причину появления «чмоков» и меандров в руслах рек. Река Чепца берет свое начало у деревни Игнатьево Пермского края. Из всех рек Удмуртии она отличается быстрым течением. Чепца – самый крупный приток Вятки протяженностью 524 км. Раньше река была судоходна до Глазова, сейчас только в пределах Кировской области. Широкая долина Чепцы (местами 8 – 10 км) свидетельствует о её полноводности в прошлом. Здесь проходила южная граница ледника. На берегах Чепцы до сих пор находят бивни, зубы и кости мамонта, северного оленя, шерстистого носорога и других животных, обитавших здесь в ледниковой тундре. Первые поселения в бассейне реки появились в V – VII веках, оставив после себя могильники и городища, а в народной памяти – легенды и предания. Вдоль русла, по левому низкому берегу, проходит Горьковская железная дорога. Чепца и её крупные притоки протекают через обширные лесные массивы, что раньше позволяло сплавлять лес до лесозаводов. Недалеко от села Полом, которое находится в Кезском районе, в 1957 году была по-строена Октябрьская ГЭС с уцелевшей до нашего времени плотиной. По руслу реки много островов, рукавов и проток, обжитых бобрами и водоплавающей птицей (утками, куликами, цаплями, черными красноклювыми чайками…). В пойме Чепцы много болот, заливных лугов, зарослей черемухи, боярышника, калины, смородины. Очень красивы и живописны берега с сотнями родников и ручейков, подпитывающих реку, и природными памятниками, как гора Бай-гурезь…

Продолжение следует…

По материалам книги Г.М. Ложкина и В.И. Зырянова «Улицы и переулки Глазова, 2010г.

Фото: Глазов Ретро из фондов Глазовского краеведческого музея

Тэги
Пример HTML-страницы