Его называли «хранителем истории» и лучшим ректором за всю историю высшего образования в Удмуртии. Ему принадлежит идея и воплощение учебно-методического центра истории института и педагогического образования. И именно Ему вменяют в заслугу строительство нового учебного корпуса ГГПИ…
Он видел свое предназначение в том, чтобы рассказывать о людях, прославивших Глазов своими делами, своей работой и неравнодушием.
Именно Геннадий Антонович Поздеев является автором цикла книг «Люди нашего города». Уникальные издания о Юзефе Шермане, Владимире Рождественском, о преподавателях пединститута — являются достоянием республики. Его желанием было увековечить о них память, чтобы будущие поколения знали, кто стоял у истоков Глазова. Кто его строил. Кто формировал не только его облик, но и внутреннее содержание. Кто являлся лицом города и делал его НАСТОЯЩИМ на протяжении всей своей жизни…
И мог ли мальчик из деревни в одну улицу мечтать, что когда-нибудь он станет почетным гражданином города. Все его будущие регалии, наверное, даже и не существовали в воображении. И визуализировать их он точно не мог. А это и ректор ГГПИ, и заслуженный учитель УАССР, и деятель науки Удмуртии, и работник высшей школы России и почетный профессор… Писатель, наконец.
А началось всё, когда в его родной деревне Вавилово, что в Красногорском районе, случился пожар. Это большое горе сплотило людей. Жители помогали друг другу чем могли. Отстраивали заново дома и хозяйства, вскладчину покупали нужные вещи. И в это непростое время мальчик Гена как раз закончил «семилетку» и очень хотел продолжить учебу. Вариантов было немного. Один из них — глазовское педагогическое училище. Отличникам еще и стипендию платили. Особо не разгуляешься, но на еду хватало. В общем, поступать решено было во что бы то ни стало. Всей деревней собирали будущего студента, который летом 1950 года отбыл в Глазов.
Кстати, об истории педагогических заведений в нашем городе. В 1921 году на базе педагогических курсов был открыт Вотский институт народного образования. Разместился он в здании бывшего Духовного училища (сейчас это здание Музыкального факультета — прим.), и планировалось сделать его первым высшим заведением в республике. Но этого не случилось, потому как Глазов не располагал нужными кадрами. Отчаиваться не стали — переименовали в техникум, а в 1937 году — в училище. Потом началась Война (Вторая Мировая -прим.), здание заняли под госпиталь, а всех учеников перевезли в деревню Качкашур. Уже после Войны училищу отдали двухэтажный дом по улице Сибирской. Потом рядом построили здание школы №1. Чтобы вы представляли, где это: если у школы адрес «Сибирская, 19», то у училища значился дом №17 «а».
«В палисаднике у входа росли акации, а в глубине был липовый сад – гордость всех студентов и преподавателей. Эти липы во дворе первой школы можно видеть до сих пор, хотя самого здания уже давно нет. В 1956 году училище закрыли, а в начале восьмидесятых пустили на слом», — из воспоминаний Геннадия Антоновича.
Удивительно атмосферным было это место. И несмотря на многие трудности, а то и лишения, в воспоминаниях учащихся то время выглядит очень счастливым:
«У педучилища была своя зона отдыха, беговая дорожка, экспериментальный приусадебный участок. Юные мичуринцы выращивали малину, огурцы, помидоры и даже дыни с арбузами. Сами копали и пропалывали грядки. А в свободное время мы катались на велосипедах по улице Сибирской, зимой – на коньках».
Именно здесь Геннадий Поздеев обрел друга, с которым они продолжали общаться на протяжении всей жизни последнего, сохраняя взаимный интерес и родство душ. Это же большое счастье, когда у тебя есть не просто приятели, а близкие по всем аспектам стремлений дУши. Этим другом был Флор Иванович Васильев.
После училища они вместе поступили на факультет русского языка и литературы теперь уже в Пединститут и прожили все пять лет в одной комнате. Про то, как жили одни из первых студентов первого высшего учебного заведения в Глазове, можно рассказывать бесконечно. И тема эта, наверное, заслуживает отдельного внимания. Но сегодня взоры наши прикованы к Геннадию Антоновичу Поздееву.
Изучая материалы о его персоне, складывается впечатление, что человек учился всю свою жизнь. И дело не в том, что он, получив одно образование, получил следующее, потом еще одно… А в том, как он относился к своему существованию и предназначению. Человеку должно быть ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ. Каждый день. Узнавать новое, постигать неизведанное, делать открытия…
А главным открытием всегда для него были люди: ученики, студенты, коллеги. Они учились у него, а он у них. Его ученики говорят, он всегда был открыт и, что называется, доступен. Со всеми своими знаниями и опытом в помощи не отказывал никому.
Он начал карьеру учителем в сельской школе, а закончил ректором высшего учебного заведения. Да и не закончил. 12 лет он был на посту ректора, а после этого продолжал работать в должности советника ректора. А потом он начал писать. И не мемуары, а книги о людях, которые были ему дороги. О людях, которые оставили след в истории Глазова.
Неравнодушный, радеющий за поколения. Преданный делу. Талантливый руководитель и человек.
Светлая память.
По материалам сайтов: ggpi.org, glazov.bezformata.com, poisk-ru.ru, fc.gasur.ru, kr-znamya.ru.