Думал ли я 15 лет назад, вернувшись из Москвы в Глазов, что буду писать про глазовские ярмарки не как журналист или краевед, а как потенциальный участник?
Многие знают, что три года назад мы купили дом в деревне и завели овец удмуртской породы. Теперь мы продаём шерсть, география наших покупателей широка, от Белоруссии до Сахалина, в том числе Ставрополье. Нас часто спрашивают (напрямую, через родственников или общих знакомых), где можно купить нашу шерсть в Глазове. Я думаю, что уже на следующей ярмарке.
Я помню рассказы бабушки, как она ребёнком носила на продажу в Глазов ведро картошки из Люма, а это 25 км. Вдоль реки Чепцы, конечно, меньше, но тем не менее. Тем же путём, когда бабушка переехала в город, они вели корову, чтобы держать её в своём доме в частном секторе.
Аналогичными путями сотни лет назад наши предки из окрестных деревень несли и везли свои товары в город на Успенскую и Никольскую ярмарки. С одной стороны, здорово, что традиции их проведения возродились. С другой, у меня, как и у ряда их участников, есть вопросы к организаторам. Но обо всём по порядку.
Успенская ярмарка ежегодно проводилась в Глазове в первый день Успенского поста (по православному календарю он длится с 14 по 27 августа) и приурочена к Медовому Спасу.
Вот что пишет Л.А. Волкова, зав. отделом истории Глазовского краеведческого музея: «К этому времени мёд в ульях созревает до полной готовности, и его можно собирать (качать). Считалось, что в этот день нельзя никому отказать в угощении мёдом, иначе не будут водиться пчёлы. Православные люди верили, что мёд станет по-настоящему целебным и вылечит от многих болезней только в том случае, когда он освящён в церкви. Поэтому в старину именно к Успенью приурочивались ярмарки, на которых основным товаром был мёд и все его производные: воск, прополис, пыльца, маточное молочко, перга, пчелиный яд и др. Открытие ярмарок также сопровождалось выносом святых икон, молебном и водосвятием. В дни Успенского поста практиковались также конные ярмарки, продажа животноводческой, сельскохозяйственной продукции, урожай которой крестьяне собирали в закрома и выносили на продажу».
Зимой в Глазове проводилась Никольская ярмарка, приуроченная к православному празднику — дню Святого Николая (в народном православии — Никола зимний, 5–10 декабря). О ней также читаем у Л.А. Волковой: «Ярмарка, помимо своей главной функции (места торговли), играла важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из окрестных селений и соседних уездов губернии. Основным ярмарочным местом являлась Соборная площадь (с 1923 года переименованная в площадь Свободы). Скотом, дровами, сеном торговали на Сенной площади. Перед началом ярмарки выступал духовой оркестр, на торговых площадях проводились различные игры и забавы.
…Основными крестьянскими товарами являлись зерно, мука, мясо, масло, сало, лён, кудель. Никольская ярмарка ещё и потому пользовалась успехом, что проводилась зимой, когда у крестьян появлялись излишки для продажи, которые привозились в город на санях по снежному пути».
Никольскую ярмарку возродили в Глазове в 2016 году, чуть раньше — Успенскую. В 2023 году экспертный совет «Росатома» одобрил представленную на форуме «Радиус доверия» заявку Глазовского краеведческого музея, культурного центра «Россия» и сообществ города.
«Наш инициативный проект «Колесо традиций» — цикл народных праздников — Масленица, Сабантуй, Успенская ярмарка, фестиваль «ГлазовЭтно», Никольская ярмарка. Они направлены на сохранение и популяризацию культурных ценностей народов, проживающих на территории города Глазова, — пишет глава города Глазова Сергей Коновалов. — Рестарт этих событий способствует объединению национальных и культурных сообществ города, знакомству с историей и культурой малой родины в неформальном, праздничном формате, увеличению туристического потока, расширению перечня мероприятий городской программы «Глазов фестивальный»».
За всей этой активностью забыли главное — торговлю. Нет, торговля, конечно, есть: можно купить кучу товаров, произведённых в Китае и заказанных через маркетплейсы. Но ведь ярмарка — это про другое.
«На ярмарке не должно быть товаров, которые можно купить в обычном магазине, — считает Илья Дерягин, руководитель мастерской лазерной резки «ШурумБурум». — Раньше даже выпечка на ярмарке была особенная. Чай из электрочайников мы можем попить и дома, и на каждом углу. Купи самовар — приди на ярмарку с ним».
Конечно, какая ярмарка без чая из самовара! Оказывается, Никольская. Сюда со своим самоваром нельзя.
«Впервые участвовали с супругом в Никольской ярмарке! — поделилась с нами Дарья Золотарева, производитель авторских чаёв из полевых трав «ЗарниДАр». — Перед палаткой должен был, по нашему замыслу, восседать самовар на дровах, зазывая народ погреться, но в целях пожарной безопасности пришлось его переместить на задворки, и вся прелесть душевной чайной церемонии была утеряна. В следующий раз, похоже, нужна будет отдельно стоящая палатка, и рядом с ней неподалёку будет топиться самовар.
В целом впечатления хорошие. Многие с удовольствием подходили угоститься чаем и покупали наши травяные чаи на подарки. Ярмарка — прекрасное место не только для торговли, но и для общения с коллегами по ремеслу. Здорово увидеть и познакомиться с ремесленниками нашего города, приобрести их уникальные изделия: я купила себе корзинку и шерстяные носки.
Люблю такие душевные праздники-ярмарки, где каждый умелец может поделиться своей бесценной рукодельной работой».
Посетители же должны понимать, что на ярмарку надо приходить не петь и танцевать и уж тем более не отчётные речи градоначальника слушать, а покупать товары местных производителей, тем самым поддерживать их.
Но, когда ходишь между палаток с китайскими пластиковыми товарами, привезёнными кировскими перекупами, вся концепция теряется. Тут уже вопросы к организаторам, которые оправдывают наличие таких торговцев необходимостью окупать затраты на проведение ярмарки. А на что тогда идут деньги из бюджета и деньги «Росатома»?
В итоге получается, что ярмарка проводится так, как удобно организаторам, поэтому и закрывается она не с последним покупателем, а когда у бюджетников заканчивается рабочий день.
Прошлым летом мы всей семьёй заглянули на Успенскую ярмарку. Было интересно посмотреть самому и показать детям, как раньше содержали пчёл и добывали мёд. Сам мёд мы не купили: если честно, я не понимаю, как можно выбрать мёд, когда его продают в десятках палаток, в каждой из которых десятки сортов? К тому же наших, глазовских пчеловодов я там не нашёл.
Зато встретил многих местных мастеров, у которых мы регулярно покупаем их авторскую продукцию. Для многих из них творчество стало основным источником дохода. Поэтому призываем покупать их продукцию и вас.
Хорошо, что традиции возрождаются. Но возрождаться они должны не для галочки, не для красивых фотографий с открытия, не для поддержки заезжих перекупов, а в первую очередь для торгового и культурного обмена внутри местного сообщества.
Текст: Алексей Мелехин