Жить в Глазове, а получать зарплату как в Москве – об этом, пожалуй, мечтает любой глазовчанин. Но мало кто знает, что в нашем городе есть достаточно примеров, когда люди работают удаленно на столичные компании, либо развивают свой малый бизнес и выходят на всероссийский рынок.
Александр Казанцев сумел совместить первое со вторым – живет в Глазове, является программным директором международного маркетингового агентства и параллельно занимается разработкой, изготовлением и продажей настольных игр, создав компанию «Просторобот».
В конце прошлого года мы наткнулись на новость о том, что предприниматель из Глазова стал обладателем премии Национальной ассоциации дистанционной торговли ECOMSPACE’2018 PREMIUM за лучшие достижения в сфере интернет-торговли. Обладателями премии стали такие известные бренды, как — WildBerries.ru, OZON.ru, Avito.ru, AliExpress, Ebay, М.Видео и многие другие.
Тем удивительнее было видеть в их числе нашего земляка, которому была присуждена номинации имени Владимира Долгова, одного из основателей OZON.ru, Google и Ebay в России. «Долгову бы это понравилось», — решили члены ассоциации, сделавшие свой выбор в пользу Александра Казанцева и его компании «Просторобот».
Мы решили встретиться с Александром и узнать, как он добился такого успеха.
Родился Александр в Перми, молодость провел в Чайковском, а в Глазове приехал в 2003 году за руководителем своей кандидатской диссертации Федором Плехановым, возглавившим местный филиал ИЖГТУ. Здесь встретился со своей будущей женой Татьяной, с которой они поженились в 2004 году. В 2006 у них родился сын Михаил. В этом же году была успешно защищена диссертация.
До 2011 года Александр работал в глазовских ВУЗах – преподавал в ИЖГТУ и ГГПИ различные it-дисциплины. Свою преподавательскую деятельность он успешно совмещал с удаленной работой в компаниях Москвы и Санкт-Петербурга. В 2010 году Александр вместе с женой, физиком-информатиком и преподавателем, придумали роботехнический конструктор «Scratchduino». Правда, для другой компании. А в 2014, вместе с 8-летним сыном Михаилом, была придумана, разработана и изготовлена игра «Битва Големов» — уже для семейной компании «Просторобот».
— Идея сводится к обучению ребенка программированию и робототехнике в игровой форме, — рассказывает Александр. – Тогда в России, да и в мире, таких практически не было, а имеющиеся были либо сложны, либо примитивны и рассчитаны на более младший возраст. Ниша образовательных настольных игр НТИ-направления была свободна, и мы решили ее занять.
Разумеется, первым игроком, как, впрочем, и вдохновителем, соразработчиком и главной целевой аудиторией был сын Михаил, у которого как раз в школе появилась информатика.
В 2014 году было принято решение выйти на краудфандинговую платформу «Бумстартер» (boomstarter.ru) и собрать 324 тысяч рублей.
— Это был провал, — делится Александр Казанцев. – Мы собрали лишь 7 тысяч рублей. Зато пришло понимание, что к оформлению проекта надо подходить более основательно.
В этом помогли члены Гильдии разработчиков настольных игр (ГРаНИ) – посоветовали доработать правила, сделать прототип игры, съездить на фестиваль настольных игр «Игрокон» и пообщаться с издателями. После того, как все замечания были учтены и внесены в игру, Казанцевы в 2016 году вновь вышли на «Бумстартер» и собрали 260 тысяч рублей, хотя планировали собрать всего 200 тысяч рублей. Этой суммы хватило на изготовление 300 комплектов игры, 50 из которых приобрел спонсируемый корпорацией Майкрософт социальный проект «Твой курс: ИТ для молодежи» для призового фонда своих курсов.
— Первый тираж разошелся за полгода, — вспоминает Александр Казанцев. – Прибыли не было, цель была показать наши возможности и отработать технологию сбора средств, производства и продаж.
В 2017 году вышел в свет второй продукт компании «Просторобот2 – карточная игра «Рыцари против Пароботов». Сбор средств на ее производство также проходил на краудфандинговой платформе, правда, на этот раз на «Планете» (planeta.ru). Разработчиком удалось собрать 92 тысячи рублей из 90 тысяч рублей заявленных.
Эта игра пошла и в розницу – кстати, ее можно приобрести и в одном из магазинов настольных игр в Глазове. В 2018 году, уже при поддержке спонсоров, вышло второе издание «Битвы Големов» тиражом в 500 экземпляров. Для российского рынка настольных игр это серьезный показатель.
— Все наши игры изначально образовательные, — рассказывает Александр Казанцев. – Но мы сделали хитро, позволив играть и взрослым без образовательного контекста. Разобраться легко за 10 минут даже мамам. Но упор, в любом случае, мы делаем на детей и на игру всей семьей. Начав играть, важно понять, будет ли ребенку интересна робототехника и программирование в дальнейшем.
Сегодня игры компании «Просторобот» активно используются в учебном процессе – как в школах, так и в кружках. География довольно обширна, есть партнеры и в Удмуртии, и в Москве, и в Казахстане.
Сейчас для семьи Казанцевых производство игр скорее хобби. Хорошо, что безубыточное. Они приобрели 3D принтер, оборудование для литья – все это располагается прямо дома.
В планах на 2019 год распродать второй тираж «Битвы Големов» и приступить к созданию новых игр. В частности, электротехнических, поскольку на рынке представлено лишь ограниченное число зарубежных аналогов. Конкурентов в данной сфере немного, поскольку продукт считается высокорисковым.
— Наша задача не плодить игры, а совершенствовать существующие, — отмечает Александр Казанцев. – Нельзя забывать и про продвижение. Мы им занимаемся с 2014 года и только сейчас начали раскручиваться.
Помимо российского рынка, «Проторобот» планирует зарубежную экспансию через eBay. При этом, оставаясь в Глазове.
— Сегодня логистика в России развита очень хорошо, — объясняет Александр Казанцев. – Поэтому нам легче заниматься доставкой игр из Глазова, чем из Москвы. К примеру, отсюда до Новосибирска она стоит 400 рублей, а из Москвы 800 рублей. К тому же всю свою продукцию мы печатаем в типографии города Кирова – всегда можно подъехать и посмотреть.
В пользу Глазова говорит и учеба сына. Сегодня хорошую школу найти проблематично, отмечает Александр Казанцев, а в Москве тем более.
Сложнее с личной логистикой – до всероссийских выставок еще надо доехать, а для посещения международных необходимо сначала съездить получить шенген. Так «Просторобот» не попал на выставку в немецком Эссене.
— Уезжают еще и для того, чтобы быть ближе к госструктурам и корпорациям, — добавляет Александр Казанцев. – Но благодаря членству в различных Ассоциациях и Лигах все вопросы решаются быстрее. К тому же, они зачастую берут на себя маркетинг и продвижения, помогают попасть в розничную продажу.
Оттого и ценна премия Национальной ассоциации дистанционной торговли, в которую входят такие «монстры» интернет-торговли, как AliExpress, Avito и Ebay.
— Мы даже не знали, что нас выдвинули, — рассказывает Александр Казанцев. – Мы первая компания такого небольшого масштаба, кто вступил в ассоциацию. И вдвойне приятно что крупные интернет-ритейлеры сделали выбор в нашу пользу.
Лучшая работа – это хобби, которое приносит деньги. В планах Казанцевых сосредоточиться исключительно на разработке игр, делегировав часть функций, таких как дизайн и сбыт, в идеале выйдя на крупные торговые сети. Пожелаем им в этом удачи.